Изучаем историю вместе: Александровский завод — Центр воинской славы Петрозаводска
8 (8142) 33 03 52

Изучаем историю вместе: Александровский завод

Июль 18, 2020

Сегодня в рубрике «Изучаем историю вместе» мы публикуем отрывок из книги «Воинская слава Петрозаводска» об Александровском заводе.

Мирные периоды в истории России в те времена были короткими. С новыми войнами потребовалось, чтобы в июне 1774 года были задуты первые доменные печи нового пушечного завода, получившего название Александровского, а в октябре отлита первая пушка. Большую роль в строительстве Александровского завода и организации производства оружия сыграл металлург Аникита Ярцов.

В первое время на Александровском заводе был высокий уровень бракованных пушек. При испытаниях на берегу Онежского озера каждую четвёртую пушку разрывало. Сказался высокий процент примесей серы и фосфора в железной руде. Эти сведения дошли до самой Екатерины II. Она приняла решение пригласить на должность директора завода одного из лучших металлургов того времени, шотландца Чарльза Гаскойна. Его пушки карронады (по имени шотландского города Каррон, где они производились) считались лучшими. Правда, чаще их называли гасконадами, почитая самого Гаскойна.

«Охота» за Гаскойном заняла 5 лет. Великий металлург, механик и инженер запросил образцы руды, и, получив её, понял причину высокого процента брака: вредные примеси надо выжигать, увеличивая температуру в домне, нагнетая в неё кислород. Для этого он изобрёл специальную машину. Но британцы не хотели отпускать своего лучшего пушкаря в Россию. Премьер-министр Уильям Питт Младший делал по этому вопросу доклад в парламенте. Тем не менее, Екатерина II успешно завершила спецоперацию по перемещению Гаскойна в Россию. Большую роль в этом сыграли и шотландцы, находившиеся тогда на русской службе. Конечно, императрица не поскупилась и материально: Гаскойну было положено гигантское жалование — 15 тысяч рублей в год (олонецкий наместник получал 3 тысячи рублей в год). Плюс ко всему шотландцу было разрешено брать себе 50% с прибыли завода.

В августе 1786 года в Петрозаводск прибыл новый директор Александровского пушечного завода Чарльз Гаскойн, который со временем реконструировал завод по английским образцам и сделал его одним из лучших не только в России, но и в Европе.

При Гаскойне на заводе появилась первая в России железная дорога — для перевозки заготовок пушек. Эта железная дорога длиной в 172 метра действовала между цехами.

Гаскойн внедрил на заводе также первую в России паровую машину и наладил их производство. Он начал высверливание стволов пушек, что способствовало большей точности и увеличению дальности стрельбы. Брак пушек снизился до 2–3%.

С Гаскойном в Петрозаводск прибыла группа английских инженеров. В их честь была названа Английская улица (ныне проспект К.Маркса).

В Петрозаводске наладилось производство пушек, ядер, якорей и различного вооружения, с которым Россия выигрывала различные войны, расширяя свои территории.

Из книги «Воинская слава Петрозаводска» (Шлейкин Ю.В., Гольденберг М.Л.- Петрозаводск: Острова, 2018. С. 11–12)

#ЦентрВоинскойСлавыПетрозаводска
#slavaPTZ

Сделано с ❤ в Карелии
Записаться