Сегодня в России отмечается День железнодорожника: Центр Воинской Славы Петрозаводска поздравляет всех сотрудников железной дороги республики с их профессиональным праздником и вспоминает историю паровоза-памятника ЭР 738–47.
Натуральный образец локомотива — Паровоз-памятник ЭР 738–47 — находится в непосредственной близости от железнодорожного вокзала Петрозаводск-Пассажирский.
Паровоз ЭР 738–47 был построен в 1935 году в Брянске на заводе «Красный Профинтерн». Грузовые паровозы такой модели выпускались в Российской империи, а затем в Советском Союзе и ряде европейских стран в 1912–1935 годах. Вторая буква в названии модели — Р — расшифровывается как «реконструированный»: дореволюционная конструкция в советское время была усовершенствована, в частности, был увеличен объем топки паровоза.
ЭР 738–47 работал в Петрозаводском отделении Кировской, а с 1959 года — Октябрьской железной дороги. Срок его службы был довольно долгим. Однако, паровоз — не только «ветеран труда»; в трудовой биографии локомотива присутствуют и страницы, связанные с военным лихолетьем.
В годы Великой Отечественной войны паровоз ЭР 738–47 был движущей частью составов, которые перевозили грузы для Ленинградского и Волховского фронтов в район знаменитой «Дороги жизни» — единственного «коридора» между блокадным Ленинградом и Большой землей.
Машинисты паровозов, рискуя жизнью, прорывались к «Дороге жизни» под огнем авианалетов противника. Много раз в паровозе ЭР 738–47 приходилось менять котел, прошитый выстрелами самолетных орудий.
Если к технике применимо понятие геройства, ЭР 738–47 — самый настоящий паровоз-герой военного времени.
По решению Петрозаводского городского совета 2 августа 1987 года паровоз ЭР 738–47 был установлен на вечную стоянку на перроне недалеко от здания железнодорожного вокзала станции Петрозаводск. На корпусе паровоза укреплена памятная доска, рассказывающая жителям и гостям города о славном трудовом и боевом прошлом паровоза.